Jakie: Доброго, Стэн!
Для начала хотелось бы спросить самые простые вещи: сколько тебе лет,
как зовут и где обитаешь?
ZTN: Мое имя Батстон Фрим (Butston Freem)…я имею ввиду Стэн Юусвали
(Sten Uusvali). Мне тридцатник с половиной, а зажигаю я в маленьком
белом домике на холме =)
Jakie: Да, с юмором, как я посмотрю, у тебя все в порядке :)
Так что, наверное, и создание карт всего-лишь хобби для тебя? Было бы
интересно узнать, где ты работаешь, чем вообще занимаешься по жизни?
:)
ZTN: На самом деле, не все так легко и просто. Я долго балансировал
на грани выбора между “commercial map-mapping” и хобби. В конце концов,
я предпочел второе, хотя, черт его знает, что день грядущий нам готовит
:). Моя настоящая профессия - программист (мало кто об этом знает).
Я занимаюсь разработкой софта в маленькой, частной калифорнийской компании
в Сан Диего (San Diego). В общем, я программист или, как написано в
моей трудовой книжке, “Senior Programmer”. Но нахождение на столь близком
расстоянии от мексиканской границы накладывает свои отпечатки. Меня
намного чаще здесь зовут “Сеньор Программист” :)
Jakie: Ну если ты программист, то какие языки знаешь?
ZTN: Не так много... Я активно использую C++, Delphi, x86 assembler…ну
в общем-то и все. Я еще хорошо знаю Бэйсик и совсем чуть-чуть Яву, но
практически не знаю веб-программинга.
Jakie: Неплохо :) А какой софт ты используешь да создания своих
рулезовых мапов?
ZTN: Спасибо за папский комплимент =) Для Quake3 я использую
QERadiant, а для Quake1 и Quake2 юзаю WorldCraft.
Jakie: Мотай на ус, читатель! :) Стэн, ты создавал левелы для
Quake1, Quake2 и Quake3, но как насчет других игр?
ZTN: Да, ты прав, это проблема. Я не буду гнать про то, что Квака
решает, но для меня это так :) Из других игр (отвечая на твой вопрос)
я создал несколько уровней для SiN (игра, которая, все равно, является
Quake-based), несколько уровней для Doom, которые так и не увидели свет,
и некоторые неудачные попытки создать что-то для UT (также не релизнутые).
В завершении хотел бы сказать, что создавать мапы для продуктов iD -
это для меня удовольствие, с другими же сложнее...
Jakie: Ты прав:) А когда ты вообще начал создавать карты?
ZTN: Как только это стало возможным. Я начал создавать мапы,
как только вышла официальная версия WorldCraft. Точно уже и не упомнить,
когда это было, но что-то вроде конца ’96. Первые мои поделки были просто
ужасны. Скопление краски и пикселей: это даже “мапом” нельзя было назвать.
Но вот следующая серия карт была уже намного лучше, а такие как “Cactus
City” и “Cactus City Nights” до сих пор могут быть скачены с FilePlanet
(or “FailPlanet”), к сожалению, сделать линк у себя на паге меня постоянно
ломает. Первый левел, который я публично открыл для скачивания, был
“The ZTN Base”, его и сейчас можно слить с моей домашней странички (www.planetquake.com/ztn).
Jakie: Вопрос, интересующий многих: когда же мы увидим новые
творения, а именно ztn3dm3?!
ZTN: Хотел бы я знать! Этот вопрос меня уже очень давно мучает,
и ответить на него можно только так - “when it’s done” Не очень грубый
ответ? =)
Jakie: Да нет :) Всегда ли ты доволен выбором общественности?
Наверняка есть такие карты, которые ты считаешь отличными, но на чемпионатах
на них не играют. Я имею ввиду не только твое творчество.
ZTN: О, да, ты попал в точку! Стоит хотя бы взглянуть на Wiebo’s
“No Class!”. Я имею ввиду, просто посмотрите на этот мап! Лучше карты
я просто не видел, а на чемпионатах (этих присловутых “профессионалов”)
эта замечательная мапа почти никогда не использовалась. Ну, конечно
же, я не могу понять отношение и к моему “Blood Run”...
Jakie: А что ты вообще думаешь о “популярности” ztn3dm2? Ты думаешь,
что в мапе есть какая-то ошибка или это всего-лишь выбор quake-community?
ZTN: На самом деле, я очень сильно обижен и раздражен той популярностью,
которую получил этот левел. Действительно, на уровне есть несколько
мест, которые я хотел, задумывал и осуществлял по-разному, и их всегда
можно поменять наоборот, но мне кажеться, что все сделано идеально,
а про баланс я вообще не говорю… К тому же доводить этот мап до “ума”
мне помогали ребята из команды Ramshackle, чьи советы сильно повлияли
на конечный результат.
Jakie: Знаешь, твои карты стали удивительно универсальны :) Долгое
время считалось, что, кроме 1х1, на ztn3dm1 вообще ничего нельзя играть
по определению, но вот полгодика назад профессиональные игркои начали
играть и 2x2 на этой карте. Что думаешь по этому поводу?
ZTN: Если сказать тебе честно, меня просто потрясает то, что
народ делает с моими творениями. Если уж быть до конца точным, то именно
ztn3dm2 был нацелен на 2х2 игру. Но как я уже сказал и раньше, никогда
не знаешь, что игровая общественность сделает с твоими левелами.
Jakie: Провокационный вопрос: ты играешь на своих картах? :)
ZTN: Да, но очень, очень редко, (без перевода) I’ve got my ass
kicked on my own maps more, that I’ve won :). Смешно, конечно, но первые
свои уровни я делал для домашних ЛАН-баталий, которые проходили у нас
в офисе. Никто не работал - все играли, и это со мной осталось на всю
жизнь :)
Jakie: Ты до сих пор так работаешь? :) Интересно было бы узнать,
какой мап, и такого левелмэйкера, как ты, считаешь лучшим? Назови два:
твой и любой другой.
ZTN: Моим самым любимым до сих пор остается ztndm5 - The Vomitorium.
По-моему, в нем есть все: и продуманность, и сбалансированность, и динамика
- все сделано просто правильно. При этом можно играть как дуэли, так
и FFA дефматчи. Если же говорить о левелах других мейкеров, то назвать
только один было бы неправильно, да и некорректно. Я бы назвал блестящую
карту Adriano “Escher” Lorenzini “The Messy Base”, а также хотел бы
выделить творения таких людей, как Dennis “Headshot” Kaltwasser и Phil
“retinal” Chopp.
Jakie: Тут есть на что посмотреть! Сколько всего карт ты сотворил?
:)
ZTN: Ну это вопрос, на который вряд ли кто-то сможет уже ответить.
Если считать все левелы, включая всякие поделки и переделки, около 35.
Jakie: Достаточно в общем. Завершая разговор о мапах нельзя не
спросить о будущем. Как долго ты еще планируешь заниматься созданием
карт?
ZTN: Как масть ляжет :). Иногда все получается так легко, и за
несколько часов я создаю шедевр (забей сразу: такое редко бывает). Однако,
в большинстве случаев у меня ничего не получается, и часы, просиженные
за компом, можно считать потраченными зря. Это меня реально бесит. Если
же говорить в среднем, то на создание неплохого, сбалансированного мапа
у меня уходит около месяца. Но есть и исключения, например, ztn2dm5,
который я делал и дополнял около полугода. На все в жизни нужно время
и на создание карт тоже.
Jakie: Верно... Ты что-нибудь еще создаешь для Quake?
ZTN: Да нет, в общем-то ничего, только некоторые временные текстуры
для моего собственно пользования - это все.
Jakie: Закрыли тему. Когда ты в первый раз увидел Quake?
ZTN: Очень легко ответить на этот вопрос. Я, как и многие, скачал
QTest1 с локальной BBS (было время...). Если быть точным, то это было
начало весны ’96, если я не ошибась. Шароварная версия вышла чуть позже,
23 июля, если быть точным. А коробочку с полной, финальной версией я
получил в октябре того же года.
Jakie: Думаю, многим было бы интересно узнать, есть ли у тебя
конфигурационный файл для Quake? Если есть, то где его можно скачать?
ZTN: Да, у меня действительно есть такой файл для Quake, но скачать
его нельзя. Я использую самые простые бинды и играю на левой панеле
клавиатуры. Эту фишку юзаю еще со времен Doom.
Jakie: Я так понимаю, что любовь к Ку1 у тебя так и осталась.
Но все же какая Квака лучшая?
ZTN: А какая женщина лучшая? Столько ответов на этот вопрос и
каждый ответит по-своему… Некоторые вспоминают свою первую любовь, другие
же ищут новую, другие наслаждаются тем, что имеют. Ну так, как спрашиваешь
ты меня, а не кого-то там, я бы не стал тебя и удивлять и считаю, что
Quake1 - лучшая. Что же касается удобства создания уровней и вообще
самих уровней, то с этой точки зрения я считаю Quake III лучшим.
Jakie: Кстати насчет женщин... У тебя есть подружка (ну или жена),
и что она думает “обо всем этом”? :) Она твой компьютер тоже использует
для своих нужд?
ZTN: Господи, НЕТ! Ни одна женщина не будет допущена до моей
любимой комнаты, только я могу прикасаться к своему компу :). Ты же
понимаешь, что женщинам просто нельзя доверять. Как-нибудь случаем,
ты увидишь, что она поствала на рабочий стол 2,5 метровую bmp’шку с
какой-то там кухней :) Эти женщины еще любят рассылать с компа тонны
фоток и открыток с твоего е-майла своим друзьям. Ну да ладно, вопрос
был не об этом. Пока я не женат (думаю, уже ясно, почему), но у меня
есть несколько действительно клевых подружек, с которыми я поддержиавю
очень хорошие отношения :) Просто мне еще рано жениться.
Jakie: Что же у тебя за комп, что ты к нему прям никого не подпускаешь?
ZTN: Да в общем-то ничего особенного, просто он МОЙ :) У него
внутри сидит PIII-450, 384 метров памяти и 20GB драйв. Естественно,
из-за того, что я люблю погамать в игрушки и поделать левелы, к компу
был докуплен GeForce256 и 17” монитор. На самом деле, вполне достаточно
для меня :)
Jakie: Да, насчет женщин и компов все ясно :) У тебя есть братья
или сестры? Они тоже в Кваку зажигают?
ZTN: У меня есть старший брат, вполне естественно, что он не
играет, но его сынок еще как. Между прочим, он тоже создает мапы, и
некоторые из них весьма и весьма популярны. Его никнейм “paradies”.
На приличном количестве интернет Quake2 серверов до сих пор используют
карты серии para2dmX.
Jakie: ОК. Плавно переключимся на е-спорт сцену. У тебя есть
друзья в среде профессиональных игроков?
ZTN: О, да, конечно. У меня очень много друзей, которые профессионально
занимаются е-спортом. Из них, кажется, никто никогда ничего не выигрывал,
но на чемпионатах некоторые из них участвуют постоянно.
Jakie: Ну с друзьями все ясно опять же :) А как насчет тебя,
ты когда-нибудь участвовал в (любом) чемпионате?
ZTN: Дай мне подумать... Нет, никогда :) Я мапы делаю, а играю
на них очень-очень средне, если не как ламер :)
Jakie: С тобой тоже все ясно :) Хорошо, ты не играешь, не участвуешь
в чемпионатах, а почему тогда ты не принимаешь никакого участия в е-спорт
жизни? Например, в таких проектах, как XSReality, Cached или Cyberfight?
Ты и дальше так будешь?
ZTN: Я и так загружен работой, я не хочу... Но ведь, на самом
деле, я же участвую, создавая карты, на которых играют везде и на всех
чемпионатах (в том числе, как я понял, и в России). Скажем так, я участвую
не духовно, а материально :) Я еще раз повторюсь, что делаю карты лучше,
чем играю на них.
Jakie: Тебе виднее в общем. Как сторонний наблюдатель, что ты
думаешь о все нарастающем доминировании CS над Quake?
ZTN: Это очень интересно, если раньше в Quake нормально могли
играть только игроки с 2-3х летним стажем, то теперь любой может научиться
играть в CS за несколько месяцев (со стороны наблюдателя). Но я сам
еще не пробывал ничего создавать для CS и думаю, что не буду... Ради
отмазки скажу, что не было времени. У меня нет времени даже на то, чтобы
научиться нормально играть Quake, для которой я столько всего сделал,
что же говорить об абсолютно новой игре.
Jakie: Что ты думаешь вообще о е-спорте, о будущем? Недавно в
России киберспорт официально признали. В конце концов, е-спорт - это
спорт?
ZTN: О, да, это, безусловно, спорт и ничто другое. Сейчас спортом
называют даже соревнования по скоростному переносу коровьего навоза,
так что насчет “спорта” можно не беспокоиться. Другой же вопрос в том,
как быстро е-спорт будет принят как соревнование, интересное для зрителей.
Ведь если нет зрителей, то нет и денег, а без денег, как известно, ничего
не бывает. Это случиться, просто пока неясно, когда.
Jakie: Ты прямо обнадежил :) Назови, по-твоему, самый сильные
е-спорт команды и одиночных игроков.
ZTN: На самом деле, я не очень вовлечен в е-спорт жизнь. Да,
я могу назвать пару-тройку имен и названий команд, но считаю, что это
будет немного смешно для чтения :) Поэтому лучше я умолчу :)
Jakie: Да без проблем :) А ты что-нибудь слышал о русских игроках?
ZTN: Я уже сказал, что плохо слежу за игровой сценой, поэтому
мне трудно упомнить какие-либо имена. Тем не менее, я наслышен о русских
игроках и знаю, что они играют очень хорошо. Кстати огромная часть из
моего (так называемого) “funmail” приходит именно из России. Еще я помню
эпизод с одним из сильнейших русских игроков некоторое время назад.
Ему просто-напросто не дали американскую визу для участия в известном
чемпионате, собирающем только сильнейших мировых игроков. Реально, мне
стало жалко парня, он же пострадал из-за политиков, которые (по идее)
не должны иметь никакого отношения к спорту. Друзья говорили, что он
очень хорошо был готов к турниру и вполне мог его выиграть... Но что
же сделаешь?!
Jakie: Печальная история... главное - чтобы она не повторялась.
Ладно, что ты в завершении беседы скажешь своим фэнам в России, коих
(могу тебя уверить) огромное количество? :)
ZTN: Nazdarovje? Hehehe =) Спасибо за поддержку (опять про мыло)
и за то, что высоко держите свою репутацию в мире киберспорта. Всего!
это интервью у ZTN'а взял сайт Cyberfight.Ru
|